4.2. Давайте начнем рисовать на тонированном листе бумаги. Выберите цвет бумаги, близкий к цвету кожи – не слишком розовый, не оранжевый или слишком насыщенный. Вообще лучше использовать тот же цвет, что и кожа (например можно сделать в отдельном документе с любыми цветами, а потом скопировать нужную часть и перенести на лицо).
4.3. Сделайте несложный набросок глаза, просто форму глаза. Есть некоторые вещи ,которые люди постоянно забывают. Первое – веко есть не только над глазом, но и под ним. Без этого века глаз выглядит неестественно. Второе – есть угол глаза, место, где начинается глаз. Откуда вытекают слезинки?! Упущение этого момента - одна из самых распространенных ошибок при начале рисования глаз.
Давайте нанесем карандашные линии на отдельный слой.
ВНИМАНИЕ: не забываем о нижнем веке и угле глаза.
4.4. Далее попытаемся ощутить форму глаза. Если мы затемним нижнее глазное веко и высветим верхнее, то мы увидим, что пространство глазного яблока занимает весь глаз. Таким образом, важно придать ему округлость. Суть в том ,что пространство вокруг глаза должно подчеркивать форму самого глаза. Глазное яблоко белое и вы не сможете показать его округлость т.к. большая часть его скрыта. Но, затемнив веко, вы дадите понять это и не сделаете глаз слишком выпуклым. Я использую теплый розовый цвет для того, чтобы высветлить и бледный коричневый для теней.

4.5. Попытайтесь представить ,что линии идут по вашему лицу, обозначая его форму. Но, ногда трудно угадать структуру только рассматривая объект. Нарисуйте прямые линии на вашем лице и сделайте фото. Вы увидите ,что линии будут какие угодно по форме, но не прямые!!! Вы можете обнаружить совершенно новый взгляд на ваши собственные черты лица.
Когда вы сделали это, запомните расположение линий. Не рисуйте их ни в коем случае, в исключительном случае и только на отдельном слое. Попытайтесь держать их в уме.
ВНИМАНИЕ: многие представляют глазное яблоко не круглым, а в форме эллипса, затемняя пространство вокруг глаза и само яблоко по его собственным очертаниям и размеру, не ориентируясь на размер, очертания и тени век, НО ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО.
4.6. Итак, сначала я построила область вокруг глаза. Сделала это при помощи светового эффекта, предствавляя, где упадет свет.
У людей разная форма глаз, но правило эскизного рисунка таково ,что у вас будет под бровью пространство объемное, выпуклое (вдоль!!! всей длины, хотя я высветила только часть ее) и еще одно над скулой. Это всегда поможет выделить область вокруг угла глаза. Закройте ваш глаз и мягко обведите форму кончиком пальца. Вы почувствуете выпуклость века, область под бровью и затем скулу, так? Запомните ,что подобная область скорее всего отбрасывает тень.
Проблема в том ,что здесь мы рисуем не все лицо, а часть его.
ВНИМАНИЕ: Не используйте чисто чёрные линии!
4.7. После этого мы должны определить область, которую я только набросала ранее. Я работала мягкой кистью, в некоторых местах, меняя на кисть с круглыми, но рваными краями.
Возьмите теплый, более насыщенный цвет. Вы можете использовать для высветления и затемнения и другие цвета. Сделайте тень на месте брови. Более важно здесь акцентировать сам глаз, затемняя нижнее веко, а также добавляя тени верхнему веку. Снова проведите кончиком пальца по своему собственному веку. Общая ошибка в том ,что часто делают верхнее веко слишком большим, забывая, что есть складка, которая показывает ,что хотя глаз открыт, веко слегка опущено.
Вместо затемнения слишком темным цветом под глазом, что придаст человеку вид алкоголика, мы создадим форму, комбинируя темные и светлые оттенки. Никогда не забывайте, что благодаря плоскости и изгибам лица оттенки должны быть слегка изогнуты «плыть». Есть свои особенности при отражении света от различных типов кожи (более жирной под глазами, вокруг носа и на губах). У вас должно быть несколько резких складок (морщинок, как верхнее веко), которые постепенно должны смягчаться. Как одна на нижнем веке, которая смягчается, когда достигает угла глаза. Лицо не состоит только из светлых пятен скул, носа, губ и подбородка. Существуют места, на которые падает тень. При рисовании это нужно хорошо понимать.
ВНИМАНИЕ: Распространённые ошибки: акцентирование всех морщин и складок при помощи тени , вместо света и тени.
4.8. Попытайтесь найти форму с помощью света и тени ,что не всегда просто, но это более эффективно, чем использование просто линий. хотя в первой части я использую линии для создания эскиза.
Еще раз обозначьте изгибы, плоскости и складки сочетанием света и тени, без использования белого и черного цветов! Только используя собственные оттенки кожи. Далее, как вы догадались ,светлая область под глазом будет иметь более синеватый оттенок (кожа здесь тонкая и сосуды просвечивают сквозь нее). Для остальной части лица мы используем боле светлые теплые тона. Если вы возьмете пробу цвета с этого рисунка, то удостоверитесь ,что говоря «синеватый» я не имею ввиду «синий».
Присмотритесь и вы увидите ,что не смотря на то, что само глазное яблоко не прорисовано, глаз уже имеет форму!
4.9. Говоря, что лицо оформлено даже без прорисовки глазного яблока, я не имею ввиду ,что мы должны этот этап пропустить.
Давайте продолжим. Не используем белый! Только смесь бледного серо-бежевого и затем сверху штрих с оттеком цвета кожи. Я нашла ,что эта комбинация цветов наиболее близка к естественному цвету глазного яблока (учитывайте ,что оттенок кожи обычно отражается в глазном яблоке). Не добавляйте светлых оттенков на глазное яблоко ,сейчас это лишняя трата времени. Лучше мы нарисуем радужку и зрачок! Более важно то, что форма глазного яблока соответствует тени, которую вы сделали на глазном веке. Если вы сделали не правильно ,то глазное яблоко будет выглядеть как шар от гольфа , загнанный в ямку. Держите в уме свое представление об округлой форме яблока. Если это поможет – набросайте очертания на отдельном слое и в соответствии с ними затемните сам глаз.
ВНИМАНИЕ: Не используйте чисто белые цвета для глазного яблока.
4.10. Имейте в виду, что радужка абсолютно круглая. Часть ее скрыта под веками, но если вы скроете только маленькую ее часть, глаз будет выглядеть слишком расширенным, будто он таращиться на вас. Пример здесь изображен. Скрыв половину или даже больше вы придадите глазу другое выражение: возможно ленивое, соблазнительное или хитрое.
Как и с глазным яблоком, никогда не прекращайте представлять себе радужку глаза как круг. Что бы быть абсолютно уверенными всегда рисуйте круг на отдельном слое, затем просто сотрите то ,что должно быть скрыто под веком. Когда мы смотрим на глаз ,то сразу видим, если что-то не так нарисовано. Радужка не круглой формы продает лицу инопланетное выражение.
Итак, выберите темный произвольный цвет (но, не слишком экстремальный) и нарисуйте радужку глаза. Затем, поверх темного пятна нарисуйте более светлым цветом ,оставив слегка темные края. Правда, не у всех глаз есть этот темный кант радужки.
4.11. Подобным же образом, зрачок тоже имеет совершенно круглую форму. Нарисуйте круг темным цветом в центре радужки. Нанесите белое пятно вверху зрачка, где, по вашему мнению, должен быть блик.
4.12. Поскольку на лице нет черных линий, пришло время от них избавиться. Есть два способа это сделать. Первый – просто удалить слой с ними и второй – рисовать поверх них. Я удостоверилась в том ,что рисование поверх придает живости картине. Ради подобного опыта попробуйте рисовать поверх. Что у нас получилось? – Не совсем естественный вид глаз!!! Мы использовали линии как опору, забывая затенять складки. Далее мы должны высветлить и затемнить участки, которые выглядят не естественно. Для этого я использую кисть либо с твердыми краями, либо как на рисунке.

(я убедился, что подобная кисть превосходна при смешивании цветов.)
Не забывайте ,что нижнее веко слегка выступает вперед. Мы должны сейчас слегка «обвести» веко. Нарисуйте «обводку» только над ресницами, неярким розовым цветом, слегка более светлым ,чем собственный оттенок кожи. Также нужно подчеркнуть бровь ,потому что после того как мы удалим линии, бровь может выглядеть как темное размытое пятно. Распространенные ошибки – оставить линии или следовать им уже после того как мы их удалили.
4.13. Поставьте зеркало. Рассмотрите глаз и отметьте ,что белый цвет становиться розоватым по мере приближения к углу глаза и то ,что этот розовый цвет на совсем ровный. Поэтому нам нужно сделать легкие блики. Добавьте оттенок синего к цвету глазного яблока и затем очень мягкими гладкими прикосновениями круглой мягкой кисти высветлите. ВНИМАНИЕ: будьте осторожны, вы рискуете перестараться и можете закончить тем, что глазное яблоко будет выглядеть текстурно. Суть в том, чтобы добавить немного реализма.
Итак, важно обратить внимание на форму глаза и детализировать бровь и уголок глаза. Я убедилась ,что реализм иногда помогает при дальнейшем улучшении формы уголка глаза, благодаря высветлению вокруг (посмотрите на левую часть уголка и вы заметите светлое пятно). Попробуйте поэкспериментировать с цветом – оранж, голубой, красный, фиолетовый. Осторожно добавьте цвет для придания более реалистичного вида тону кожи вокруг глаза.
Сейчас мы возвращаемся к радужке. Она фактурна, очень замысловата и именно она делает глаз индивидуальность и легкость. Первый шаг – добавим небрежный темный блик вверху.
ВНИМАНИЕ: не забываем прорисовать уголок глаза или вообще оставляем эту область без внимания.
4.14. Сделайте новый слой с режимом
смешивания «'soft light'» . Рисуйте темным красноватым цветом, акцентируя на оттенке кожи. Обращайте внимание на веко, особенно нижнее и область ниже брови. Верно подобранные тона кожи имеют большое значение и разные для различных участков лица. Это важно для прорисовки некоторых деталей лица, особенно для основания носа, вокруг ноздрей и глаз ,а также для уголков рта.
На этом и предыдущем шагах мы разгладили бровь кистью, которая была показана выше.
ВНИМАНИЕ: не забываем о вариациях оттенков кожи.
5. Брови: Теперь надо запастись терпением. Брови и борода. Я использовал ТВЕРДУЮ КРУГЛУЮ кисть, размером в 2 пикселя для прорисовки волос. Это очень кропотливая и монотонная работа, но не очень большая. Чтобы увеличить скорость, я использовал АЭРОГРАФ, закрашивая сплошным черным цветом области наибольшего количества волос. Затем я прорисовал кончики волос, но оставил их на такой вот незавершенной стадии, поскольку это руководство не предполагало уделять волосам должного внимания.
6. Волосы.
6.1. Вначале подберем цвета для волос. Обычно я беру один слегка холодный оттенок, а потом уже добавляю теплые цвета в качестве подсветки и теней и смешиваю их, чтобы получить натурально выглядящие локоны. Данный туториал — всего лишь несколько прядей волос, сделанных, чтобы показать вам, как я работаю.
6.2. Основные черные линии проведены, чтобы создать ощущение струящихся локонов. Важно, чтобы линии были мягкими и проходили "натурально”.
6.3. Теперь начинаем добавлять дополнительные тона. Теплыми оттенками высветляем локоны. На этом же шаге накладываем основные тени.
6.4. Продолжаем работать с цветами... в волосах существуют множества различных отражений, мириады различных оттенков одних и тех же цветов.
6.5. Пока я все еще работала airbrush'ем (распылитель) и твердой кистью (hard brush), не используя инструменты с мягкими размывающими краями. Здесь же, я использую размывающий инструмент smudge и мягкую кисть (soft brush) больших размеров и начинаю понемногу размывать линии, в некоторых местах смазывая небольшие "жилы" волос в тяжелые неоднородные локоны, как вы можете видеть на рисунке. Я также удаляю слой с наброском, сделанным в шаге 2.
6.6. Продолжая пятый шаг, я медленно размываю грани, делая их мягкими и начинаю создавать переходами цветов струящийся переливающийся "поток” волос.
6.7.Здесь я работаю над структурой волос. Чтобы избавится от ощущения тяжелых и неестественных кусков волос, я беру мягкую кисть и airbrush (я почти всегда его использую) и рисую нежные, довольно широкие, но мягкие, линии проходящие через локоны. Перед нанесением линии я беру пипеткой (eyedropper) необходимый цвет с локона.
6.8. Снова использую инструмент smudge, чтобы растянуть линии нарисованные в восьмом шаге. Также я использую airbrush и вношу немногим более глубокое изменение в цветах.
6.9. Заканчивая рисунок, я проверяю, видны ли отдельные прядки, "жилки” волос. Используя smudge brush небольшого диаметра, я работаю почти над каждым волоском, чтобы создать ощущение реальных волос.